Реализация Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей предусматривает решение ряда задач, направленных на создание условий для самореализации и развития талантов обучающихся, в том числе по обеспечению равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Обеспечение качества подготовки обучающихся, в том числе и через развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями, – одна из целей системы внутришкольных механизмов обеспечения качества образования.
Мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций (далее – ОО), проведенный в Республике Адыгея в 2022 и 2024 годах, включал оценку деятельности директора школы по обеспечению системности реализуемых в ОО мер и мероприятий по выявлению и удовлетворению потребностей обучающихся в дополнительном образовании.
Мониторинг выявил высокий уровень результативности деятельности участников мониторинга по развитию способностей обучающихся в соответствии с их потребностями.
Вместе с тем, по результатам экспертной оценки примерно в трети школ выявлены проблемы с организацией документационного обеспечения этой работы в части издания приказов об организации мероприятий по выявлению и удовлетворению потребностей в дополнительном образовании, анализа выявленных потребностей обучающихся, полноты и качества принятых мер по развитию способностей школьников, в том числе по организации разработки и реализации новых школьных программ дополнительного образования.
Успешная реализация предложенного алгоритма сопровождения управленческого процесса по развитию способностей обучающихся в соответствии с их потребностями повысит эффективность управления качеством дополнительного образования обучающихся и будет способствовать увеличению охвата школьников программами дополнительного образования, соответствующими их запросам и потребностям.